Расплатиться за товары и услуги можно без использования наличных денег. Многие оценили преимущества этого способа, но что такое эквайринг знают, в основном, только специалисты. Это возможность рассчитаться за покупки безналичным путем. Подобная услуга предоставляется банками для организаций, занимающихся торговой деятельностью, в том числе и в интернете.
Для ее осуществления необходима пластиковая карта и специальное устройство, называемое терминалом. Сейчас нет необходимости носить с собой кошелек с наличностью, достаточно лишь иметь банковскую карту. Этот способ оплаты за приобретенные товары и оказанные услуги удобен для людей, выгоден банкам и магазинам. Он позволяет сразу списать со счета покупателя денежные средства за приобретенный товар.
Участники эквайринга
Финансовая организация, оказывающая услуги по безналичным расчетам, называется банк-эквайер. Он организовывает точки обслуживания карт, осуществляет финансовые операции, связанные с платежами с использованием карт. В число его функций входит распространение информации о блокировке карт, приостановке их действия.
Объясняя простым языком что такое эквайринг банковских карт, можно назвать его возможностью расплатиться за товар пластиковой картой. В процессе участвуют три стороны: клиент, торговое учреждение и банк. Для расчета достаточно лишь считать карту в специальном устройстве и средства сразу списываются со счета покупателя.
Все стороны имеют определенные обязанности и выполняют свою роль в процессе:
- Банк. Учреждение обеспечивает техническую сторону. Для этого оно предлагает ассортимент услуг, необходимых для обработки проведенных операций. Устанавливает терминалы на рабочих местах сотрудников, обеспечивает своевременное проведение расчетов. Банк может проводить их обучение, рассказывая о правилах обслуживания карт и работе с устройством.
- Торговая организация. Заключает договор на обслуживание с банком.
- Покупатель. Все лица, рассчитывающиеся за товар в безналичном порядке.
Преимущества эквайринга
Все три стороны процесса получают выгоды от него. Поэтому специалисты отмечают постоянный рост безналичных расчетов в общем товарообороте. В число плюсов для торговых учреждений относятся:
- Экономия на услугах инкассации. Особенно это важно для магазинов с большим объемом ежедневной выручки. Сотрудники меньше времени затрачивают на пересчет и подготовку наличных денег для сдачи в банк.
- Средства на счете появляется без задержек благодаря переводам в режиме онлайн.
- Исключается риск приема фальшивых купюр.
- В случае ограбления магазин потеряет меньше средств, поскольку значительная часть их проходит в безналичном порядке.
- Возможность нарастить объем продаж без существенных дополнительных затрат. Покупатели тратят больше, если можно рассчитаться не наличными деньгами, а картой. Этот факт подтверждается статистическими данными.
- Программа бонусов и привилегий от банка. Наличие дисконтных программ повышает лояльность клиентов. Они возвращаются назад, зная о преимуществах.
В обязанности банковского учреждения входит:
- установка терминалов на рабочем месте сотрудника;
- обучение персонала основам работы и правилам выполнения операций;
- проверка достаточности средств на счете покупателя для оплаты товара;
- списание денежных средств;
- зачисление их на счет магазина;
- консультация, поддержка технических специалистов;
- обеспечение материалами;
- ремонт и замена устройств.
Существует 3 разновидности эквайринга: торговый, интернет-эквайринг и мобильный эквайринг.
Торговый эквайринг
Им называется услуга, предоставляемая банковским учреждением торговой организации. Она позволяет брать у клиентов пластиковые карты для расчета за услуги или реализованный товар. У обеих сторон, заключивших соглашение, возникают взаимные обязанности. Магазин должен:
- на своей площади выделить место для установки оборудования (POS-терминалов), позволяющего считывать информацию с пластиковых карт;
- принимать банковские карты, чтобы рассчитаться за покупку;
- уплачивать комиссию, установленного в договоре размера.
В число обязанностей обслуживающего банка входят:
- установка в торговом помещении клиента терминалов;
- обучение работников магазина;
- расчеты по операциям.
Обязанности сторон
В тексте соглашения указываются права и обязанности сторон, возникающие в процессе эквайринга. В их число входят:
- стоимость установки оборудования;
- техническое обслуживание, подключение к интернету;
- сумма комиссии;
- условия взаимных расчетов;
- срок возврата средств.
Если покупатель производит оплату за полученные услуги, проданный товар безналичными средствами с помощью пластиковой карты, то это называется торговым эквайрингом. К нему относятся не только покупки, совершенные в магазине, но расчеты в отелях, ресторанах, кассах Аэрофлота. Во всех этих случаях происходит непосредственный контакт между продавцом и покупателем.
Эквайринг в интернете
С технической стороны не отличается от торгового. За услуги (товар) расчет происходит в безналичном порядке, но в этом случае нет прямого взаимодействия между двумя сторонами. Процесс покупки происходит на сайте продавца с использованием специального интерфейса.
После выбора товара клиент совершает покупку, оплачивая ее за счет средств банковской карты. Нажимая на иконку с надписью «Купить», он дает поручение банку на снятие определенной суммы со своего счета и перевода ее в пользу виртуального магазина.
В процессе интернет-эквайринга может участвовать посредник между магазином и банком, эмитировавшем карту покупателя, – процессинговая компания. В ее задачу входит сбор сведений о картах клиентов и совершенных ими транзакциями. Потом она передается банку сведения, необходимые для расчетов. Компании обладают достаточными техническими возможностями для защиты информации от несанкционированного доступа. Они оказывают информационную поддержку клиентам.
Мобильный эквайринг
Альтернатива традиционным устройствам – мобильный терминал. Его сокращенное наименование mPOS. Благодаря ему осуществляется этот вид расчетов.
Мобильная версия устройства – карт-ридер. Он подключается к смартфонам, на которые установлены специальные приложения. После этого мобильный телефон может работать с основными платежными системами. В их число входят две самые крупные – Visa и MasterCard.
Мобильный эквайринг вошел в нашу жизнь сравнительно недавно. Он уже стал популярным, особенно у молодежи. Он отличается от традиционных способов безналичных расчетов за товары, обладает несколькими преимуществами:
- мобильная эксплуатация устройства;
- доступ к банковскому счету круглосуточный;
- возможность оплачивать покупки в любое время;
- mPOS-устройство стоит недорого;
- совершать расчеты безопасно для пользователей.
Этот вид эквайринга имеет большие перспективы. Он позволяет многим людям рассчитываться с предпринимателями в безналичном порядке. Например, оплачивать услуги такси, доставки на дом продуктов, не используя наличные средства.
Алгоритм проведения операции
Последовательность действий простая, не вызывает затруднений. Необходимо:
- для активации карты необходимо ее считать в POS-терминале;
- сведения поступают в процессинговый центр;
- проверяется достаточность средств для оплаты;
- деньги переводятся между счетами покупателя и банка-эквайера;
- распечатываются две документа, содержащие информацию о совершенной транзакции;
- клиент расписывается в квитанциях, продавец сверяет ее с подписью на карте и один экземпляр возвращает покупателю;
- обслуживающий банк переводит средства продавцу за минусом комиссии.
Есть много определений, объясняющих, что такое эквайринг в банке, но самое простое – услуга, позволяющая покупать товары без наличных денег используя пластиковую карту. Она позволяет бизнесменам повышать продажи, продвигать товар, сокращать издержки. Ее можно получить во многих банках. Средние и небольшие финансовые учреждения нередко предлагают лучшие условия, индивидуально подходя к каждому клиенту. Расчеты банковской картой освобождают людей от необходимости обналичивать средства, теряя свое время, и дают возможность получать бонусы за участие в различных программах.